Вопросы к экзамену по истории зарубежной журналистики 17-19 вв.
Камиль Демулен писал: «При старом режиме был периодический листок, который сообщал о погоде. Сегодня журналисты – общественная власть. Газеты каждое утро сыплются, как манна небесная». Важность печати была понята всеми полит. партиями. Почти все выдающ. деятели ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ редактировали газеты.: Мирабо, Демулен, Робеспьер, Марешаль, Марат, Бабёф и др. Лит-ры XIXв братья Гонкуры писали, что «журналистика вышла из недр революции во всеоружии и, едва родившись, стала ареной великих сражений».
Уже во втор. пол. 18в. Во Фр. наблюд. оживление периодич.печати. Газеты продавались на улице, имелись в большинстве кафе (1800 кафе), в лавках набережных ит.д. Число выходящих брошюр б.огромно. И 1789г для жур-ки - начало новой эры, колыбель политич. печати. Роль книг кончилась. Пришла очередь газет. Так говорили современники.
Полит. наступление на власть нач. Бриссо 16 марта 1789 г. напечат. проспект одной из перв. революц. газет «Французский патриот». Эпиграф: «Свободная газета – это часовой, бессменно стоящий на страже народных интересов»
1 апреля – второй проспект этой газеты, где Бриссо сообщал, что она начнет выходить в апреле 4 р/нед. Указывалась и подписн. цена. Бриссо став. перед собой задачи подготовки революции с пом. газеты и в обращении к читателю наз. свою газету политической, свободной и независимой.
Почти одновременно с «Фр. Патриотом» и без предварит. разр-я выходит «Газета Генеральных Штатов» Мирабо. Король собрал Генер. штаты, чтобы принять Конституцию. Королевск. совет запретил издание этой газеты. Собрание представителей 3-го сословия Парижа и окрестностей (буржуацмм) выразило энергич. протест, назвав это посягательством на свободу печати. Бриссо вынужден прервать издание «Фр. патриота». Мирабо сумел обойти запрет. Он как депутат Генеральн. Штатов д.б. отчитываться перед избирателями. 10 мая 1789г вып. «Письма графа Мирабо к своим избирателям». До 25 июля 1917 го – 19 номеров этой газеты. Взятие Бастилии разруш. последние преграды, стоявш. на пути политич. печати.
Одна за др. появл. новые газеты. Мирабо тоже стал издавать нов. газету «Курьер Прованса» 350 номеров. В это вр. появл. газета «Народный Трибун», издав-ся Фрероном. В ней печатался Марат, а некоторые номера и сам редактировал. Газета «Парижские революции». Возобн. выход «Фр. Патриота» Бриссо.
Если во 1789г во всем королевстве было 60 пер. изданий, то с 14 июля 1789г по 10 августа 1792г существовало 500 газет. И это не было следствием технич. революции. Новая полиграф. техника появится лишь в 1815 году. Пока во Фр. эпоха персонального журнализма.
За 24 часа вручную можно было напечатать 3 тыс. экз. газеты (максимальный тираж). Бумага была. низкого кач-ва. Многочисл. дефекты сказались на качестве печати. И тем не менее, газеты необычайно популярны. Наиболее распространяемой б. накануне революции «парижская газета» - ок. 10 тыс. экз. В большинстве случаев тираж газет от 300 до 500 экз. Большинство газет вых. 2-3 раза в неделю.
До 1789 г реклама – в зачаточном состоянии. Бриссо во «Фр. Патриоте» помещ. частн. объявления. Демулен начал всякого рода анонсы. Больше всего такого рода объявлений было в ежедневно. газете «Парижская хроника». Производство газет было дорогим, но рентабельным.
Неудивительно, что в самом благоприятном финансов.положении нах-сь газеты, печатавшие большей частью объявления: «Анонс», «Афиш» 2 р/нед, ок. 50 тыс. экз. В них помещ. бойкий материал на злобу дня.
В перв. годы революции появ. вечерние газеты, которые помещ. отчеты о работе нац. собрания. Они быстро набирали популярность из-за оперативности.
Многие газеты явл. органами клубов и кружков. «Желтые уста» - социальный кружок.
Поначалу монархия не обращала вним-я на печать как на средство классов. борьбы. Но падение Бастилии ускорило появление роялистских газет. Первой была «Газета Национальной Политики», основ. в июле 1789г. аббатом Сабатье. Но политику ее определял граф Ривароль. Его собственная газета называлась «Деяния апостолов» (ноябрь 1789г). ПОстеп. появ. огром. кол-во роялистских газет. Одной из значительных была газета «Друг короля»: поначалу полемика велась с пом. политич. и философск. аргументов. После ареста королевск. семьи роялистские газеты перешли к ругани, непристойным разоблачениям вожаков революции и их дел. Часто материалы посвящались личной жизни депутатов национального собрания и демократических журналистов. Объектом особ. внимания был Робеспьер. Контррев-е газеты нах в лучшем финансовом положении. Рост их числа прод-ся до 10 авг. 1792г (падение монархии). С целью снизить влияние газет, поднималась цена на газету. Закон, запрещающий расклеивать газеты на улице. На белой бумаге позволено печатать только правительственные акты.
Рост числа газет рев. направленности продолжался. В нач. 1791г в Париже появ. издание, которое отличалось остроумием, самобытностью и выразительностью. Особ. оно было популярно среди плебейской части населения. Это б. ежедневн. газета «Папаша Дюшен», к-рую издавал Эбер. За 10 лет франц революции выходила сатирическая газета «Папаша Дюше», которая издавалась Эбером.
Эбер от имени пасечника Дюше бранными словами обличал события во Франции.
Ее язык был приближен к языку низов. Еще до издания Эбер был популярным памфлетистом («Частная жизнь аббата Мори»). Папаша Дюшен – человек из народа, фольклорн. персонаж. Газета открывалась заставкой, выполненной в лубочной технике ( Петр I, кота мыши хоронили, о Бове-Королевиче). Газета имела 8 стр. и стоила 2 су. Газета пестрела шуточками, оборотами из жаргона предместий, ругательствами. Вместе с тем стиль газеты был острым, ясным. Еще одно заметное издание этого времени – газета Робеспьера «Защитник конституции» еженед. с мая-авг. 1792г. Объёмом от 46 до 64 стр. Основу нов. газеты составили статьи самого Робеспьера. Печатались декреты Законодательного собрания, письма и петиции
Свержение монархии привело к исчезновению роялистской печати.
В политич. плане в этот период активиз. жирандисты (более умерен.,чем якобинцы). Газеты: «Фр. Патриот» Бриссо, «Парижские хроники» Кондорсе, «курьер департамента» ЖозЕфа и др.
1793г – происх якобинский переворот, рез-том чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, напр., «Папаша Дюшен», однако газета продолжает существовать. После смерти Марата приобрет. еще больше влияния.
1793 среди якобинцев происх. раскол на «снисходительных» (ДантОн) и «левых» (Эбер). У кажд. из группировок – свой печатн. орган. «Снисходительные» вып. газету Демулена «Старый Кондельер», левые – «Папаша Дюшен».
Франция. Уже первый еженедельник «Газетт», основан¬ный Теофрастом Ренодо в 1631 г., привлек читателя высоким литературным уровнем, многотемностью сообщений, регуляр¬ностью и длительностью выхода. Но только в 1777 г. возникла первая французская ежедневная газета «Журнал де Пари» («Парижская газета»). Великая французская революция (1789-1791) привела в к возникновению политической и революционно-демократической журналистики.
1. Политика Наполеона I в области печати. Официальная и оппозиционная пресса.
Законы о прессе во Франции 19 в.
Считается, что впервые понятие "авторское право" появилось во Франции. Связано это понятие с Французской революцией.
3 августа 1810 г. Наполеон подписал декрет, согласно которому в каждом департаменте (исключая департамент Сены) можно было издавать только одну газету, которая должна была находиться под властью местного префекта, а в конце того же 1810 г. был подготовлен проект декрета о парижских газетах. Декрет разрешал публиковать политические известия только трем газетам, периодичность выхода которых ограничивалась тремя днями в неделю. В газетах вводился также запрет на фельетон.
Сфера допустимого для освещения во французской прессе колебалась в соответствии с текущими политическими обстоятельствами.
Когда в начале 1811 г. готовилось постановление о закрытии почти всех газет во Франции, то многие из этих газет попытались лестью добиться расположения императора.
Лесть не помогла, и в Париже в 1811 г. остались только четыре ежедневные газеты – «Journal de Paris», «Gazette de France», «Monituer» («Наставник») и «Journal de I'Empire».
Во Франции в 1814 г. Конституционная хартия восстановила свободу слова, которая тут же была перечеркнута законом от 21 октября 1814 г., вводившим предварительную цензуру для всех периодических изданий и сочинений, объем которых не превышает 20 печатных листов. Но даже эти ограничения по сравнению с антижурналистской наполеоновской политикой казались послаблениями, и к 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет
В период Реставрации Бертен вернул себе газету, восстановил ее прежнее название, сделав «Journal des Débates» важным органом роялистской прессы и опорой монархической власти вплоть до 1823 г. Во Франции гарантий свободы слова удалось добиться после событий июля 1830 г., когда было издано пять указов, в которых король своей личной властью, без участия палат, изменил правила проведения выборов, а также ввел крайне строгие цензурные правила относительно книг и особенно газет.
Большое оживление внесло во французскую журналистику установление Третьей республики. Но несмотря на то что свобода печати открывала все пути к разностороннему развитию, она до сих пор не выдвинула ни одной газеты с мировым именем наподобие английских. Зато французская пресса имеет другую заслугу: точное изображение всех сколько-нибудь заметных политических течений, причем, однако, часто разыгравшиеся страсти нарушают отчетливость картины, искажая действительность.
Новые газеты, возникавшие после установления Третьей республики, имеют сплошь республиканский характер. Уже 7 ноября 1871 г. появилась «République française», основанная Гамбеттой, ныне принадлежащая Мелину. При жизни первого она, конечно, имела большое влияние, которое впоследствии постепенно утратила. Наряду с чисто политическими вопросами, трактуемыми с умеренно-республиканской точки зрения, она отводит немало места финансово-экономической политике и энергично отстаивает систему запретительных тарифов. В том же направлении работают «Evénement» «Estafette», «Paix» и «Matin», всегда прекрасно осведомленный. Левее стоят демократическо-республиканские «Lanterne», «Radical» , враждебный Германии и деятельно поддерживаемый в этом отношении «Eclair'oM», и «Libre Parole», задорный листок, находящийся в оппозиции ко всему свету и отличающийся антиправительственным, антисемитическим, антигерманским и антикапиталистическим образом мыслей, часто привлекаемый к ответственности за свои злостные инсинуации, но именно этим обязанный своей популярности в провинции Весьма сомнительной и вполне заслуженной репутацией пользуется «Gil Bias». Он придает себе видимость политической газеты.
Наполеон б.вознесен на вершину власти ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЮ. Выходец из буржуа, корсиканец, стал императором Фр. Этому способствовали и демокр-я общ-ва во время фр. рев-и, и талант Наполеона – военачальника и гос.деятеля. Н.прекрасно поним. роль прессы как пропагандиста и срадства формирования общ.мнения. Он восп-ся прессой еще во вр.египетского похода Фр.армии, когда он не б. еще даже первым консулом. По приказу Н. во Фр.экспедиц.войсках сущ-ла типография, которая изд. газету, предназнач.спец. для солдат и офицеров. Египетские историки печати иногда даже неверно возв.истоки св.нац. персы к газете Наполеона.
Когда Н. ст-ся Перв.консулом в 1800 г, он изд. особ. консульск.указ о запрещении боль-ва полит.газет. так он нач. выстраив. авторитарн. сис-му печати по вертикальному принципу. Вверху - офиц.орган прав-ва – Париж. газета «Монитёр». Ей сопутсв.газеты, к-рые нах-ся в русле политики, провозгл. в «Монитёре». Все ост.полит.газеты д. б. печатать полит. ин-ю только путем перепечатывания из «Монитёра».
Наполеон всяч.пыт-ся изгнать из сознания народа все завоевания ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Даже слово «революция» запрещено употреблять.Фамилии деятелей тоже запр. – ДантОН, Марат, Робеспьер. Чт. контролировать толит.печать, Н. созд. при мин-ве полиции Бюро печати -> Бюро общ-го настр-я, тем самым передавая печать в ведение полиции. Статьи полит-го хар-ра обяз-но цензурировались, причем цензоры д.б. приступать к св. работе, получив инструкцию в министерстве полиции. Степень свободы: !) какое мин-во отв.за печать; 2) отчеты засед.прав-в и парламента.
Н. понимал, что слово «цензура» после ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ употреблять опасно, и гов, что для него цензура – слово бранное. Но он созд. сис-му строжайш. цензуры. Если неугод.газету не было . возм-ти закрыть по полит.мотивам, использовались экономич-е приемы. Себестоимость газеты резко возрастает, и многие печат.органы сами закрываются. Нелюбовь Н. к революционной лексике вырыражал в том, что он переименовывал газеты. «Газету дебатов» («Журналь де деба») – в «Журналь де Эмпайер» (газету империи). Н. вынужд.газеты продавать часть св.капитала и через подставных фигур устраивал так, что бОльш.часть капитала оказ.в руках лояльн.ему владельцев.
Н.строго след. за тем, чт. его политика осв-сь только сположит. т.зр., не упуск. из виду он и контрпропаганду. Массир. проп-да идеи борьбы с внеш.врагом, а в заруб. изд-я проталкивались статьи, восхв-е политику Н.
Привонц. полит.газеты б. по сути копиями столичных, самост. полит. инф-и не д.б. появ-ся. Н. счит., что газеты, как и армия, д. сами себя кормить. Дотации гос-ва пол. лишь «Монитёр» и еще неск.наполеон-х изд-й. Откр-е нов. полит. газеты б. почти невозм.и по полит., и по финансовым причинам. Тиражи газет росли, б-во парижск.газет имели св. инф-ров за рубежом. Газеты распр. по подписке.
Содержание газеты:
- 1 стр. новости (зарубеж., внутр-е)
- Редакционные статьи
- о лит-ре, иск-ве
- посл. стр – платн. объявления
Даже искусствоведч.статьи д.б. соотв-вать вкусу Н.
1804г – Сенатская комиссия свободы печати, в т.же г. в июле – консультационное бюро по просмотру полит.период. изд-й. Известны факты, что иногда Н.сам диктовал статьи. К 1809г во Фр только 1 полит.газета в кажд.деп-те. В прессе Н.вид св. самого опасн.врага. Закон о печати - м.б. назв. драконовским. В Париже ост.лишь 13 полит.газет наполеон не стесн.треб. от прессы либер-го отн-я к власти. если материал не устр. Наполеона, он д.б. заменен до пуюликации. Иностр. газеты строго ограничивались в распр-и. Книгоизд. д.б. представлять 5 экз. кажд книги в полицию для цензурирования.
Средства, к-рыми Н.управлял полит.прессой:
1. Экономич.давление. Залог, гербов.сбор, цены на бумагу увеличились. Негос-е газеты лишены дотаций. Часть капитала перед-ся лояльн.людям.
2. Проблема юридич.обоснования – б.трудно юрид. оформить нов. изд-е.
3. Задержка новостей, искажение, умалчивание. Внедрение в прессу Фр. и др. стран хвалеб.для Н.статей.
4. Дозирование инф-и.
Отношение Н. к печати изменится на противоп-е во вр. его 100-дневн. правления.
100 дней
Н. превр.прессу в совершенно свобод.гос-й институт. Его критикуют в боль-ве Фр. газет и ж-лов, но он не меняет св. либеральн.политики по отн-ю к прессе. Опыт оч. важн. в истор.жур-ки. По сути Н. созд. наст-ю машину манипулир-я общ-м сознанием, модель к-рой позже б. вопл. Бисмарком, Сталиным, Гитлером и др. диктаторами.
2. Роль «Journal des Débats» в развитии политической прессы Франции.
Наиболее заметным явлением периода Империи следует назвать газету Луи Франсуа Бертена, которая оставила яркий след в истории французской журналистики XIX столетия. Бертен в период Революции сотрудничал в таких периодических изданиях как «Journal Français» («Журнал Франции»), «Eclair» («Молния»). Его политическим идеалом была конституционная монархия, в своих статьях Бертен активно поддерживал роялистское движение времен Директории. В 1797 г. газета «Eclair» была запрещена, а сам Бертен был вынужден скрываться, чтобы избежать ареста.
В 1800 г. он, вместе с братом, Пьером Луи Бертеном, также вовлеченным в журналистскую и политическую деятельность, приобрел «Journal des Débates politiques et liltéraires» («Журнал дебатов политических и литературных»). Газета эта была основана в Париже еще в 1789 г. «Journal des Débates» была лишена возможности открыто критиковать действия правительства, но никогда не опускалась до восхваления существующего режима, благодаря чему приобрела необыкновенный авторитет.
За свою независимость и едва скрытые роялистские намеки Бертен попал на 9 месяцев в тюрьму, а затем был выслан в Италию, где подружился с другим изгнанником – Франсуа Рене де Шатобрианом. Шатобриан впоследствии тепло отзывался о Бертене в своих мемуарах, подчеркивая, что «все политические взгляды на земле не стоят одного часа искренней дружбы».
В 1804 г. Бертен получил разрешение вернуться во Францию, но его газета была переименована в «Journal de 1'Empire», и к ней был приставлен специальный цензор (вначале им был Фьеве), которому издатели должны были выплачивать огромный гонорар (24000 франков в год).
Газета Бертена интересна не только своим противостоянием режиму Наполеона, но и введением новых журналистских форм и жанров, которые в дальнейшем вошли в практику всей европейской журналистики. Речь идет о фельетоне. Самого слова «фельетон» еще не было во французском языке XVIII столетия, оно появилось лишь в 1800 г., когда Бертену пришла в голову идея выпускать добавочные листы к своей газете «Journal des Débates» (feuilleton – листок, листочек).
Затем в 1803 г. он изменил формат газеты – удлинил его, и добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетоном. В дальнейшем термин «фельетон» использовался в значении:
а) литературного материала «подвала» газеты;
б) литературного произведения малой формы публицистически-злободневного характера, помещенного либо в «фельетон» газеты, либо в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь).
Именно во втором значении этот термин закрепляется и получает широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России, но сам процесс трансформации фельетона из рубрики в жанр занял достаточно длительный промежуток времени, окончательно определившись в жанровом аспекте только к началу XX столетия.
В «Journal des Débates» становление фельетона связывается с именем Жюльена Луи Жоффруа, театрального критика. Жоффруа вернулся после эмиграции во Францию в 1800 г. и занял место фельетониста-критика «Journal des Débates». Вкусовые пристрастия Жоффруа были довольно односторонни, но в своих суждениях он был решителен и опирался на здравый смысл, что импонировало и привлекало внимание тем, что он включал в театральные обзоры политические намеки.
В год «великой чистки», которому подверглась французская журналистика в 1807 г., цензор Фьеве в бертеновской газете был заменен цензором Этьенном. Но Наполеону и этого показалось мало, и в 1811 г. газета, тираж которой достиг 32000 экз., была конфискована в пользу государства, а Бертену было заявлено, что «он уже достаточно обогатился».
Ужесточение мер против «Journal des Débates», переименованной в «Journal de l'Empire», было связано с принятием декрета о печати, поставившего под полный контроль «главного управления делами книгопечатания и книжной торговли» (при министерстве внутренних дел) всю периодическую печать.
3. Первые массовые газеты и журналы. Нововведения во французской прессе первой половины 19 века: романы с продолжением и жанр «физиологии».
В 19 в. происходит разделение газет на массовые и элитарные. Массовая журналистика (газета) – понятие, появившееся благодаря рекламе, так как она стоила ниже себестоимости, а окупалась в основном за счёт рекламы. Если элитарная пресса – пресса для образованных, обеспеченных людей, которые интересуются политикой, общественной жизнью и новостями, то читатель массовый газеты ищет скорее скандалы, разные развлекательные материалы, а также ищет рекламу. Из-за того, что массовые газеты продаются огромными тиражами, у них огромная аудитория, многие элитарные издания закрываются, единицы продолжают существовать, но небольшими тиражами за счёт подписки.
В США раньше, чем в Европе, стала появляться массовая пресса – “The press” и “Sun” – конкретные примеры массовой журналистики. В них печатались различные истории, сказки, романы и т.д. Редакторы нашли путь к читателю. Б. Дей впервые ввёл в газету сенсации, криминальную хронику, анекдоты.
“Figaro”, “Temp”, “Moniteur” – элитарная журналистика.
Романы с продолжениями, называемые фельетонами (от французского «feuille» — листок, а также — газета), отныне становятся одной из привлекательных сторон ежедневной и другой периодики. Эти романы прочно занимают «подвалы» газет, уже давно традиционно «литературные». И Дютак, и Жирарден сразу оценили коммерческие возможности романа в газете. «Их» авторами становятся Бальзак («Старая дева» печаталась в «Пресс»), Жорж Санд («Мельник из Анжибо» публикует «Сьекль»), Дюма («Королева Марго» в «Пресс»). Даже газеты, отвергавшие реформу Жирардена, включились в погоню за чита¬телем с помощью романов, причем добились в этом большого успеха. Публикация «Вечного жидам Эжена Сю в «Конститюсьонель» принесла ей сразу I5 тыс. подписчиков. Огромные очереди выстраивались у витри¬ны редакции, чтобы не теряя ни минуты прочитать продолжение «Парижских тайн», публиковавшихся в 147 номерах «Журналь де деба». Известен случай, когда Эжен Сю, заключенный на две недели в тюрьму, был освобожден по решению высших властей уже через сутки, так как отказывался писать продолжения «Парижских тайн» до выхода из тюрьмы7. Газеты платили баснословные гонорары авторам романов с продолжением. Дюма-отец получил за «Графа Монте-Кристо» в «Конститюсьонель» свыше 33 тыс. франков, а Эжен Сю за «Вечного жида» около 100 тыс.
Романы с продолжением продолжали оставаться верным способом привлечь читателя и тогда, когда были созданы все другие предпосылки для возникновения действительно массовых газет. В период Июльской монархии были положены первые камни в фундамент этой печати.
4. Дифференциация французской прессы в 19 веке.
5. Французская журналистика Второй империи (1851-1870).
14 янв. 1852 г принимняется новая Констинуция, которая знаменяет очередной переворот, рез-том стала Вторая Империя. У власти Наполеон III. Вновь возраждается закон о предварит-м разреш-и. Необх. получ. право на публ-ю материалов о политике. Почти запещена публ. о засед-х пр-ва и парламента. Печать передана МВД. Это сделало невозможным сущ-е демокр.печати. Весьма умеренная оппозиция режиму б. предст.лишь «Журналь де деба», «Ассамблее насьональ».
Легитимистскими: «Юнион Газет де Франс». На левом фланге некот.вр. ост-ся «Сьёкль» в силу св. антиклерикальности. Влияние др. оппозиционных газет б. незн-ным. В это вр. широко практикуется система предостережений со стор. МВД. Если газета двукратно получ. предупр-е, она закр-сь на 2 месяца. В это вр.широко предст. пресса полусветского, развлек-го хар-ра.
В связи с тем, что давление б. слишком сильным, вновь стал назревать соц. протест. В ноябре 1860-го появ. нов. законы, более либеральн.хар-ра. Расширились полномочия законодательного корпуса и сената. Некоторые послабления коснулись и печати. Б. объявлено о в-ти создания нов. полит.газет. Печать пол.право осв-я дебатов в закон-х органах. В это вр. сит-я в прессе радикально не мен-ся. Развлекат-е газеты преобладают в столице, ив провинции. Олицетворением успеха такой прессы ст. газета «ФигаРО» Вимессан – издатель. И по сей день.
К сент. 1862 г из 262-х газет 202 поддерживали прав-во, 34 – легитимистские, 13 – Орлеанские и 13 республиканские. К этому вр. во Фр. скл-ся условия для нов. скачка прессы. Число грамотных 67 процннтов. Телегр.сеть св. Приж со всеми департаментами страны. В 55-м г. появл. перв. международ Фр. телег. линия Кале-Дувр. С 1860 г – трансатлантич.линия с США.Вскоре ред-и газет смогли использовать телеграф для сроч. связи с нац. собр-ем, биржей, инф-ми агентами. Еще в 1832 г в Париже Шарль Гавас
организ. Бюро печати, к-рое зан-сь переводами мат-лов заруб. газет и снабжало или фр-е газеты.Когда появ. телеграф, боро заключило с Фр. прав-вом договор на поставку офиц. сообщений для прессы, и в 1859 г б. заключены дог0ры о сотрудничестве с терегр. агентством Вольфа (Германия), Рейтера (Англия). Гавас стал монопольн. поставщиком заруь. инф-и, а бюро печати прев-сь в «агентство Гавас».
Ж/д пути в это вр. опоясывают почти всю Фр. Луи Ашетт, к-рый нач. в 1826 году с книгоиздательства, в 1850-м заключил клонтракт с владельцами ж/д, по к-рому явл. монопольн. поставщиком печат. продукции на ж/д. Так появ. «Мессажери Ашетт». В это вр. широкое распрост-е получ. розничная продажа газет. В 1846г – перв. газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике печати.Изобретена ротационная маштне Маринони. 20 тыс. экз двустранич.газет в час (раньше – 4 тыс.экз). Т. обр, в 60-е гг созд. тезнич., экономич. и политич. факторы для появления не просто дешевой, но массовой газеты.
6. Информационное агентство Шарля Луи Гаваса.
Первое бюро печати Шарля Гаваса действовало с 1832 г., занимаясь на первых порах переводами зару¬бежной информации и поставляя ее в редакции французских газет. С по¬явлением электрического телеграфа преобразованное в «Агентство Гавас», предприятие Шарля Гаваса в полной мере использует его возможности. Заключив договор с французским правительством на поставку официаль¬ных сообщений для прессы, а затем в 1859 г. подписав соглашение с не¬мецким телеграфным агентством Вольфа и английским Рейтер, Гавас ста¬новится монопольным поставщиком зарубежной информации.
Газеты, составлявшие еще накануне 1914 г. «большую пятерку», обра¬зуют в 1915 г. своеобразный консорциум (как они сами его назвали), осно¬ванный на общности рекламных интересов. Используя материальные за¬труднения этих газет и ослабление соперничества между ними, агентство Гавас заключает с ними договор об общей рекламной службе, после чего всякая конкуренция между «Пти паризьен», «Пти журналь», «Матэн», «Журналь» и «Эко де Пари» практически исчезает.
Имен¬но в 1920 г. Гавас сливается с Генеральным обществом платных объявле-ний, и капитал агентства вырастает в течение года с 8 до 18,5 млн. фран¬ков. В последующие годы он быстро и неуклонно увеличивается: 27,7 млн. франков в 1921 г., 37 млн. франков — в 1922 г., 50 млн. франков — в 1924 г., 80 млн. франков —1927 г., 105 млн. франков — в 1930 г. К этому моменту Гавас представляет собой процветающее предприятие, насчитывающее 1200 сотрудников в Париже, 400 корреспондентов в провинции и 500 — за границей. Оно имеет соглашения о сотрудничестве с 26-ю зарубежны¬ми агентствами. Во Франции оно контролирует б тыс. км. телеграфных линий (из них 500 км. только в Париже). К тому же все шире Гавас исполь¬зует радиотелеграф для связи не только с европейскими странами, но и с пунктами по ту сторону Атлантики. Его информационные службы рас¬пространяют ежедневно 80 тыс. слов по всему миру.
Гораздо более трудными для Гавас были 30-е годы. В условиях эконо¬мического кризиса затрудняется и сокращается активность агентства в области рекламы. В 1939 г. оно контролировало не более трети газетно-журнальной рекламы во Франции.
7. Закон о печати 1881 года – начало «золотого времени» французской печати.
Закон о печати 1881 года – путь к свободе французской печати
Новый закон отменил все предыдущие законы.
29 июля 1881 – закон о печати
Закон назвали настоящим памятником в честь свободы печати. (он до сих пор)
5 глав: 1-3 касались типографий, газет, афиш, розничной торговли.
На первом издании надо обозначать имя и место жительства; 2 экземпляра должны предоставить для национальной коллекции. И все!
Издавали 10 статей. Правила выпуска:
- предварительное заявление прокурору республики (заглавие издания, порядок выхода, имя место жительства редактора и типографа). Началось профессиональное деление Редактор должен быть французским подданным, совершеннолетним, обладать гражданскими правами. На номере должна быть подпись издателя.
2 номера отсылались судебной власти и министерству внутренних дел.
От разносчиков требовалось заявление, указать имя и возраст, профессию, место жительства.
Преступления печати характеризовались по 4 группам:
- провокации к убийству, грабежам, призыв к войскам, нарушению дисциплины
- против общественных интересов
- оскорбление частных лиц
- оскорбление государственных представителей и дипломатов
Закон очень действенный.
август 82 – закон о порнографических материалах.
Министр юстиции предложил изменить закон о печати. парламент стал защищать закон. нашли компромисс:
- то, что касалось оскорбления добрых нравов путем книг, рисунков, живописи и изображений – подчинялось закону о печати
- оскорбление другим путем – в ведении уголовного права (газеты)
12 декабря 93, 28 июля 94 года – законы с жесткими мерами, их назвали разбойничьими законами.
В 90 году во Франции волна анархизма. Решили подвергать журналистов аресту, конфисковывать издания, если они призывают к террору до решения их дела судом. Оппозиция восстала. Закон 81 года действовал, обеспечивал свободу. Время после 81 года – золотой век французской печати.
Изданий много, они разные по специализации, времени выхода, по политическим убеждениям. 104 – республиканские взгляды, 29 – консервативные, 4 – не определились. Это только ежедневные. Общее число газет 2 327 – это в Париже. В департаментах – 3 493 издания. Из них много с\х изданий (152), научные (46), 114 религиозные, 8 географические, 145 посвящены лит-ре, 50 – торговле, 16 спорту и т.д.
Фигаро – прообраз бульварной прессы. Газета процветала.
Журналь офисиаль – 1869. В качестве официальной газеты. Сменила Монитор. Это издание парижской комунны. 3 республика снесла оживление. Но не было газет с мировым именем.
8. Журналистская деятельность Эмиля Золя.
Эмиль Золя (18401902) — французский писатель. Родился в Париже в семье талантливого инженера-строителя, выходца из Италии Франческо Золя. Рано потерял отца. После смерти кормильца семья испытывала материальные трудности, и в 1862 г. Золя поступил на службу в бюро упаковок крупного парижского издательства «Ашетт». Вскоре Золя получил место шефа отдела объявлений. Служба в издательстве позволила будущему писателю познакомиться с нравами в мире литературы и журналистики, завязать полезные знакомства.
В 1866 г. Золя оставил издательство «Ашетт» и перешел в ежедневную газету «Эвенман» («Событие»), главным редактором которой был тогда известный парижский журналист и издатель Вильмессан. Золя было поручено вести отдел «Сегодняшние и завтрашние книги»: он должен был писать обзоры новых книг, как вышедших, так и готовящихся к печати. Вильмессан был доволен своим новым сотрудником и предоставил ему возможность вести отдел художественной критики под названием «Мой салон». Золя — художественный критик выступил против академической школы, взял под защиту возмутителей спокойствия — художников, которых впоследствии назвали «импрессионистами», в частности Э. Мане. Статьи Золя вызвали возмущение части читателей, приверженцев традиционной живописи. По свидетельству современника, некоторые читатели в знак негодования разрывали в клочки номера газеты со статьями Золя. Вильмессан стал получать гневные письма и счел необходимым прекратить печатание «Салона».
В 1868 г. Золя сблизился с левой республиканской прессой, сотрудничал в газетах «Раппель» («Призыв»), «Трибюн» («Трибуна»), «Клош» («Колокол»), в которых он печатал хронику и сатирические очерки, направленные против Второй империи. «Сотрудничество Золя в “Клош” позволяет говорить о его исключительных журналистских способностях. Часто это занятие вызывает у него скуку, но как только какое-нибудь событие начинает увлекать его, он становится превосходным репортером…» — писал Арман Лану. Во время франко-прусской войны 1870 г. Золя выступил в защиту мира в статье «Да здравствует Франция!» В 1870 г. он издавал в Марселе республиканскую газету «Марсельеза». Золя оказался в центре событий во времена Парижской коммуны. В качестве корреспондента газеты «Колокол» он побывал в Бордо, затем в Версале, куда из оккупированного немецкими войсками Парижа переехало Национальное собрание. Золя писал и посылал в Париж парламентские отчеты. Он презрительно называл Национальное собрание «пугливым животным», «куриной гузкой», но не одобрял и репрессивных мер коммунаров, его ужасала развязанная «братоубийственная война». После разгрома Парижской коммуны Золя выражал сочувствие коммунарам, осуждал белый террор.
По инициативе И.С. Тургенева, с которым Золя познакомился в Париже в 1872 г., Золя стал постоянным парижским корреспондентом «Вестника Европы». С 1875 по 1880 гг. Золя опубликовал в русском журнале 64 корреспонденции (статьи, очерки, рассказы).
В сентябре 1880 г. Золя порвал с редактором газеты «Вольтер» Лаффитом, недовольным нападками Золя на лидера буржуазных республиканцев Гамбетту и его окружение. Кроме того, Лаффит потребовал, чтобы Золя сделал купюры в предназначенном для публикации в его газете отрывке из романа «Нана». После разрыва с Лаффитом Золя начал печататься в консервативной газете «Фигаро», оговорив при этом свое право писать то, что он думает, даже если его убеждения не совпадают с линией газеты. Из статей, опубликованных в «Фигаро» в 18801881 гг., впоследствии был составлен сборник «Поход» (1882). Для Золя газета — это одновременно экран жизни и трибуна, сильное средство влияния на умы читателей. Образцами публицистики Золя стали включенные в сборник статьи «Партия негодующих», «Чернила и кровь», «Будущий министр», «Гамбетта», «Демократия». В этих статьях писатель выразил свое политическое кредо, свою веру в демократию, республику и науку.
«Поход» писателя против своих идейных противников вызвал всплеск возмущения в буржуазной прессе правого и консервативного толка. Уставший от этой борьбы, в сентябре 1881 г. Золя прекратил регулярное сотрудничество с газетами, сосредоточившись на литературном творчестве: в это время была в разгаре работа над циклом «Ругон-Маккары».
22 сентября 1881 г. была опубликована статья «Прощание», в которой Золя, обращаясь в последний раз к читателям «Фигаро» и подводя итог своей многолетней журналистской работе, выразил свое двойственное отношение к журналистике и к прессе, признался в том сложном чувстве любви-ненависти, которое они у него вызывали.
Однако дело Дрейфуса побудило Золя вновь обратиться к журналистике и возобновить свое сотрудничество с «Фигаро». Сборник «Новый поход» (1897) составлен из статей, опубликованных в «Фигаро» с декабря 1895 по июнь 1896 гг. В 1897 г. Золя напечатал в «Фигаро» три статьи, посвященные делу Дрейфуса. 13 января 1898 г. в парижской газете «Орор» («Аврора») опубликовано его знаменитое открытое письмо-памфлет «Я обвиняю», ставшее причиной уголовного преследования и судебного процесса над Золя. Писатель был приговорен к году тюрьмы и 3000 франков штрафа. Он был вынужден покинуть Францию и укрыться на некоторое время в Англии. В 1899 г. Золя вернулся на родину. 29 сентября 1902 г. Золя умер в своей парижской квартире от отравления угарным газом. Существует версия, что это было политическое убийство. Писатель был похоронен на кладбище Монмартр. Анатоль Франс в своей речи на похоронах Золя сказал: «Позавидуем ему: судьба и его собственное сердце уготовали ему величайший жребий — он был этапом в сознании человечества». В июне 1908 г. прах Золя был торжественно перенесен в Пантеон.
9. Эпоха персонального журнализма в Англии. Журнал «Review» Д.Дэфо.
Даниеля Дефо: его журнал «Ревью» (1660-1731) был исключительно продуктом труда, таланта и подвижничества. Дефо сам писал материалы на политические, коммерческие и социальные темы, будучи одновременно репортером, правщиком, комментатором. Он считал своими журналистскими достоинствами умение отбирать факты и использовать их, а также владение богатым словарным запасом, способность критически оценивать собственную работу. Дефо был не чужд и политической активности, которая принесла ему серьезные неприятности, а затем вынудила стать главой секретной службы английского премьер-министра (принять это предложение писателя побудило тяжелое материальное положение его семьи). Ричард Стиль, который, как мы уже знаем, считается одним из основателей английской журналистики, был не только редактором, но и основным автором своих изданий.
Дефо прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны английской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на мелкую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу. Но Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, - и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами.
После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал. По мнению Г. Геттнера, тюремное заключение сделало Дефо еще любезнее народу; он писал сатиры, политические сочинения, полемические статьи. Но всего более занимало его издание «Обозрения отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции», выходившего четыре раза в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова и которое поэтому и должно собственно считаться первым началом английской журналистики». Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения, вплоть до 1713 года и даже получил прозвище «господин Ревью». (персональный журнализм) В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов – сатирический и морально-дидактический.
10. Публицистика Джонатана Свифта.
Свифт оставил яркий след в истории английской журналистики и публицистики. Размышляя о силе публицистического дарования Свифта, тот же Теккерей заметил, что «самые хищные клюв и когти, какие когда-либо вонзались в добычу, самые сильные крылья, какие когда-либо рассекали воздух, были у Свифта». Памфлет был излюбленным жанром Свифта. Он никогда не подписывал свои публицистические произведения, мистифицируя читателей вымышленными именами и поднимая злободневные вопросы, которые органично вписывались в контекст основных проблем английского и европейского Просвещения.
В 1696-1697 гг. Свифт практически одновременно создал два памфлета, которым уготовлена была долгая жизнь. – «Битва книг» и Сказка бочки». «Сказка бочки – один из самых блестящих памфлетов в творческом наследии этого публициста. В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан. Под масками Петра, Мартина и Джека возникают образы католицизма, лютеранства и кальвинизма (пуританства).
Политические пристрастия Свифта сделали его редактором торийского еженедельника «Исследователь» (он вел его с ноября 1710 по 1711). В этой газете он опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии противников. В пылу политической борьбы Свифт писал, что «партия наших противников, пылая бешенством и имея довольно досуга после своего поражения, сплотившись, собирает по подписке деньги и нанимает банду писак, весьма искушенных во всех видах клеветы и владеющих слогом и талантом, достойными уровня большинства своих читателей». Даже самое известное произведение Свифта – роман «Путешествие Гулливера» (1726) – не что иное, как развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, но поднимает бесконечное множество проблем – от государственного устройства Британии до нравов ученого мира и духовного облика человека в целом (йеху).
Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным
11. Публицистика Джозефа Аддисона и Джонатана Стила.
Их всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказываются с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта – с другой. Как остроумно заметил Теккерей, Аддисон – «мягкий сатирик, он никогда не наносил запрещенных ударов; милосердный судья, он карал только улыбкой. В то время как Свифт вешал без пощады».
Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 году.
Журналу Стиля, получившему название «Болтун» и имевшему подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа», суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю «поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение», которое «благодетельно и необходимо». Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевала английского читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе. Аддисон нашел свое призвание и самый восхитительный собеседник заговорил.
С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. Структура «Болтуна» основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер включались также мелкие объявления и заметки («Болтун» выходил три раза в неделю). Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание «Болтуна» в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии этих авторов – «Зритель». На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Подлинной удачей стал образ «Зрителя» – сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир: «Так и живу я на свете, скорее как Зритель, созерцающий человечество, чем как один из его представителей; таким образом я стал прозорливым государственным деятелем, военным, торговцем и ремесленником, никогда не вмешиваясь в практическую сторону жизни. Теоретически я прекрасно знаю роль мужа или отца и замечаю ошибки в экономике, деловой жизни и развлечениях лучше других, чем те, которые не редко ускользают от тех, кто замешан в деле. Короче говоря, я во всех сторонах своей жизни оставался наблюдателем, и эту роль я намерен продолжать и здесь».
Тираж «Зрителя» вырос до 14000 экз., читатели в Европе и колониях с нетерпением ждали каждого нового выпуска. Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к «Зрителю» достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски. «Зритель» просуществовал два года – всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо «Зрителя» в 1713 г. появилась новая маска и новый журнал «Опекун». «Опекун» имел почти такой же успех как и «Зритель», однако просуществовал около года, после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 г. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала «Зритель», но довел его только до 635-го номера.
Влияние «Зрителя» и других аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным.